Единый стандарт: участники «Профессионалитета» меняют подходы к образованию

Представители шести ссузов и шести опорных предприятий «Трубной металлургической компании» (ТМК), участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет», впервые собрались на одной площадке. В течение двух дней в Москве педагоги колледжей и техникумов из Волжского, Полевского, Орска и Каменска-Уральского вместе с HR-специалистами заводов-партнеров анализировали первые результаты работы по новым практико-ориентированным программам. На встречу для обмена опытом также пригласили коллег из Челябинска и Таганрога, где модернизированные курсы среднего профессионального образования только предстоит внедрить с 2023 года.

Центральной темой стратегической сессии кластеров группы компаний ТМК, специализирующихся на металлургии, стал вопрос унификации стандартов. На повестке дня — создание системы, которая позволила бы молодым профессионалам получать идентичные знания и навыки вне зависимости от региона и учебного заведения. Кроме того, для ТМК как для основного работодателя важно, чтобы подготовленные для компании новые кадры соответствовали внутреннему корпоративному стандарту.

Заводы ждут молодых специалистов

«Трубная металлургическая компания» остается ведущим производителем стальных труб. Всего на предприятиях группы трудятся около 60 тыс. сотрудников. Более 40 тыс. из них — на шести заводах, которые участвуют в «Профессионалитете». Ротация кадров составляет от 7 до 10%, и ежегодно на каждое из производств ищут по 300-700 новых работников.

«Стратегическая миссия нашей компании — повысить долю студентов-выпускников колледжей среди персонала, — рассказывает заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом Елена Позолотина. — Мы хотим укомплектовать штат за счет них как минимум на 30%. По сути, готовы брать всех выпускников „‎Профессионалитета“‎, а также других программ с нужными специальностями, а возможно, формировать и дополнительные группы, если потребуется».

При этом ТМК важен профессионализм будущих молодых сотрудников. Работодатель рассчитывает, что начинающих трудовую деятельность выпускников колледжей не потребуется доучивать и, тем более, переучивать. Со временем они смогут повышать квалификацию по рабочим специальностям и приобретать новые компетенции в корпоративном университете ТМК2U. Но для дальнейшего развития должна быть база — профессиональное образование. Программа курсов внутри компании рассчитана на освоение только минимального набора знаний и навыков, которых рабочему достаточно, чтобы выполнять определенные технологические операции. Но этого мало, если человек хочет развиваться и мечтает о более высоких должностях.

Уровень выпускников колледжей и техникумов существенно выше, чем у кадров без такой квалификации. Они могут расти по карьерной лестнице после того, как получили СПО. И нам нужно примерно 30% персонала, который готов двигаться дальше и у которого потенциал выше, чем требования по профессии по нашему стандарту.

Это различие в ТМК подчеркивают и при найме сотрудников. Тех, кто не дотягивает до корпоративных требований, берут на должности с более низкой оплатой труда, по крайней мере, на первые два-три месяца. В то же время выпускник колледжа с нужными компетенциями может сразу претендовать на зарплату, как у специалиста на той же позиции.

Выбирать лучших в кластерах ТМК еще на этапе обучения в перспективе поможет рейтинговая система. Подобный подход в рамках «Профессионалитета» сейчас уже тестируют на Камчатке. Успехи обучающихся не только в учебе, но и в общественной деятельности и спорте оценивают баллами. Показавшие лучшие результаты могут претендовать на стипендию от работодателя, а также заключить целевой договор и гарантировать себе трудоустройство в компанию как минимум на два года после выпуска.

Всесторонняя поддержка профильным ссузам

Сотрудничество с ТМК позволило оснастить колледжи и техникумы современным оборудованием для обучения студентов. В дальнейшем компания готова помогать с обслуживанием этой техники и поддерживать ее актуальность и работоспособность. В остальном качество подготовки будущих специалистов целиком зависит от педагогов, которые будут активно пользоваться появившимися возможностями. Средства на модернизацию классов и мастерских окажутся потрачены зря, если учебный процесс не будет тоже выстроен по-новому.

«Задача в том, чтобы каждый студент несколько десятков раз проделал одну и ту же операцию на тренажере. Во время обучения они могут ошибаться и должны это знать. Только так они действительно поймут, как все работает и только тогда через год-полтора мы получим от „Профессионалитета“, что хотели», — уверена Елена Позолотина.

Корпоративный университет ТМК готов поделиться со своими колледжами и техникумами-партнерами всеми имеющимися ресурсами. Первый и главный из них — четыре учебных полигона, которые развивают с 2015 года. На тренажерах, имитирующих реальное оборудование, здесь обучают более чем 150 профессиям.

Кроме того, во время встречи в Москве ТМК пригласила студентов на свой корпоративный чемпионат рабочих профессий «Игры мастеров». Его ежегодно проводят на учебных полигонах по принципам международных конкурсов профессионального мастерства. Соревнования проходят для двух категорий: молодежь до 28 лет и профессионалы от 29 лет.

«Для участников чемпионата проводят тренинги и различные активности. Они вместе неделю живут: работают и учатся днем, отдыхают по вечерам. Также можно привести ребенка посмотреть на соревнования, а можно ему дать попробовать что-то сделать самому. Микрозадания будут особенно полезны для старшекурсников, ведь это тоже тренировка и примерка на себя будущей профессии», — считает Елена Позолотина.

Для преподавателей ТМК готова открыть виртуальную библиотеку корпоративного университета. Кроме того, возможно договориться о доступе к базам знаний (в том числе зарубежным), которыми пользуются некоторые профильные вузы, такие как МИСиС и УрФУ. В них вносят, в том числе, результаты новейших исследований в области металлургии.

Интерактив вместо скучных лекций

Отдельно в ТМК выделяют блок цифровых возможностей, которые есть у компании для обучения и профориентации.

«Я видела преподавателей ссузов-партнеров. Многие из них достаточно молодые и открытые к новым образовательным форматам. Уверена, если мы наполним занятия дискуссиями, интерактивом и технологиями, это позволит добиться лучшего результата в обучении. На Волжском трубном заводе у нас есть симуляции в виртуальной реальности (VR). Когда в колледже идет курс, например, по охране труда, почему бы не привести туда студентов сдавать зачет в VR — искать ошибки в цифровом пространстве, имитирующем цех?» — предлагает Елена Позолотина.

Уже разработанные в корпоративном университете электронные курсы и вебинары компания предлагает внедрить в образовательную программу даже для первокурсников.

«Формат, близкий к компьютерным играм, понятнее молодежи. Это возможность приблизить образовательные программы к реальности, в которой живут современные подростки. Студент пришел, с первого полугодия понял, в чем суть его специальности, где и какие знания могут быть полезны в реальном процессе. После того, как в голове сложилось понимание общей системы, дальше на это нанизываются технологические дисциплины», — рассказывает собеседница.

Кроме того, в ТМК для студентов прорабатывают аналог существующего внутреннего корпоративного приложения, в котором общаются сотрудники.

«У ТМК несколько десятков подшефных школ. Мы проводим профориентационные уроки. Для третьеклассников есть мультики про металлургию, а с 5-го класса начинаем взаимодействовать активнее. Пул детей исчисляется тысячами. Общаясь в приложении, они могут сформировать мотивированное сообщество тех, кто хочет идти в технические профессии», — считает Елена Позолотина.

Начало большого пути

Добиться единого уровня образования ТМК важно в том числе для того, чтобы иметь возможность при необходимости время от времени ротировать сотрудников с одного предприятия группы на другое. Перечень обязанностей и условия работы от этого не меняется. Однако нередко релоцировать работника не получается — оказывается, что люди, имеющие на бумаге одинаковую профессию, на практике обладают разными навыками.

По итогам первых месяцев «Профессионалитета» компания ставит перед собой цель унифицировать подход к обучению: разработать единые программы подготовки студентов, выровнять соотношение теории и практики, добиться на выходе из программы требуемого предприятиями уровня умений.

Встреча с представителями ссузов и заводов в Научно-техническом центре ТМК стала важным шагом к тому, чтобы прийти к этому результату. Кроме того, представители разных кластеров и регионов получили возможность обменяться опытом, сплотиться как профессиональное сообщество.