Организация воспитательной работы в техникуме.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум» относится к системе среднего профессионального образования и осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования, интегрированными с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку обучающегося и овладение ими выбранными профессиями и специальностями. ГБ ПОУ «ВПТ» расположено в городе Волжский Волгоградской области, в 30 км от областного центра – г. Волгограда.

Общее количество обучающихся 2930 человек, в том числе: (по курсам обучения – 1-й курс – 665, 2-й курс – 641, 3-й курс – 576, 4-й курс – 338). Всего в техникуме обучается 148 студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В техникуме обучаются студенты в возрасте от 15 до 22 лет. Малообеспеченных семей 357, многодетных семей – 259, неполных семей 423, неблагополучных семей — 598. Обучающихся детей с ОВЗ 29 человек, из них 12 инвалидов Студентам, обучающимся на бюджетной основе, назначаются государственные академические и государственные социальные стипендии в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов техникума.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производятся выплаты согласно Федеральному закону от 21.12.96 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Учебное заведение располагает несколькими корпусами общежития, где на период обучения проживают иногородние студенты. Работа студенческого общежития осуществляется в соответствии с Положением о студенческом общежитии техникума и Правилами внутреннего распорядка в общежитии техникума. Всего в общежитии ГБ ПОУ «ВПТ» проживают 205 человек.

Укомплектованность штатными педагогическими работниками в образовательной организации составляет 100%. Всего педагогических работников – 174 человек, из них:

  • 149 человек имеют высшее профессиональное образование,
  • 25 человек имеют среднее профессиональное образование,
  • 2 человека – кандидаты наук
  • 37 человека имеют высшую квалификационную категорию,
  • 28 человек имеют первую квалификационную категорию.

Педагоги техникума осуществляют образовательную деятельность с применением современных педагогических технологий: личностно-ориентированного, практико-ориентированного, развивающего, проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных, проектных, игровых технологий, элементов педагогики сотрудничества и т.п.

Большое внимание уделяется в техникуме мероприятиям в рамках диссеминации продуктивного педагогического опыта педагогических работников. Ежегодно педагогические работники принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, конференциях и иных мероприятиях различного уровня – регионального, всероссийского, международного.

Научно-исследовательская, учебно-исследовательская и проектная деятельность педагогов и обучающихся техникума представлена как комплекс мероприятий учебно-исследовательского характера, который осуществляется для оптимизации образовательного процесса. Он обеспечивает обучение самостоятельной исследовательской деятельности как студентов в области избранной специальности или профессии, так и педагогов. Результатом целенаправленной систематической деятельности является успешное участие студентов техникума в мероприятиях различного уровня и направленности (олимпиады, конкурсы, конференции и т.д.).

Источниками негативного влияния на обучающихся выступают:

  • низкий уровень самостоятельности, социальной активности и инициативы обучающихся,
  • слабая мотивация на получение профессионального образования,
  • нестабильная эпидемиологическая ситуация в стране и мире,
  • недостаточное финансирование системы образования, ограничивающее возможности привлечения профессионалов, специалистов для качественного и полноценного развития личности студента,
  • сформированное в неблагополучных семьях неустойчивое отношение обучающихся к нравственным нормам,
  • краткосрочность системного воспитательного воздействия, обусловленная временем получения профессионального образования,
  • отсутствие готовности проявлять инициативу, низкий уровень самостоятельности обучающихся,
  • правовой нигилизм,
  • выраженная подверженность внешним негативным влияниям обучающихся, обусловленные их социально-возрастными характеристиками,
  • отсутствие достаточного контроля со стороны родителей (законных представителей),
  • недостаточные темпы обновления материально-технической базы воспитательной деятельности техникума.

ГБ ПОУ «ВПТ» — профессиональная образовательная организация, владеющая мощными образовательными ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, информационными, социальными (система связей с партнерами)), необходимыми для подготовки кадров по специальностям / профессиям, в т.ч. из 50 наиболее востребованных на рынке труда, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50) и значимых профессий и специальностей, отражающих региональную специфику.

Волжский политехнический техникум – инновационное образовательное учреждение. Инновационная деятельность осуществляется на различных уровнях. На базе техникума реализуются следующие инновационные площадки:

  • Федеральная экспериментальная площадка «Накопление передовых образовательных практик и развитие сетевого взаимодействия в области образовательной робототехники и научно-технического творчества молодежи»;
  • Ресурсный центр по 3D технологиям в образовании (ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум») Ассоциации «Внедрения инноваций в сфере 3D образования»;
  • Программа Сетевой Академии Cisco;
  • Региональная инновационная площадка «Формирование культуры экологической безопасности студентов как средство повышения инновационного потенциала региона» (реализация завершилась в 2020 году);
  • Детский технопарк «Кванториум «Волжский Политех»: инновационная инфраструктура дополнительного образования детей и молодежи, направленная на раннюю подготовку кадров в сфере инженерных наук, основанная на проектной командной деятельности.

На базе техникума ежегодно проходят соревнования по основным компетенциям регионального отборочного этапа Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»: «Сетевое и системное администрирование», «Разработка программного обеспечения» (программирование), «Сборка-разборка электронного оборудования», «Администрирование базы данных», «Веб-дизайн», «Предпринимательство», «Обработка текста», «Адаптивная физическая культура».

Значимые социальные, профессиональные и иные партнеры образовательного учреждения – государственные учреждения, общественные организации и объединения: ЗАО «Флагман»; ООО «Евро Хим-ВолгоКалий»; АО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод»; ОАО «Волтайр-Пром»; АО «Волжский Трубный Завод»; ОАО ЕПК «Волжский»; ООО «ЕПК Самара»; ООО ПТП «Поршень»; ООО «ПК ДИА»; МУ «Служба охраны окружающей среды»; ПАО «РусГидро» «Волжская ГЭС»; А/колонна №1732; ООО «ВОЛГАБАС»; МБУ «ДК ВГС»; МУК «Дворец молодежи Юность».

В рамках сетевого взаимодействия для реализации образовательных программ заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с ОАО «Научно-производственная корпорация «РЕКОД», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», ФГБ ОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», ФГБ ОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», ГОБУ ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», ГБУ «Волгоградский региональный ботанический сад». Используется положительный опыт взаимодействия с социальными партнерами в совместных мероприятиях, акциях, проектах.

Взаимодействие с социальными партнерами
Направления взаимодействия Предприятия, учреждения, общественность

1.Организация профориентационной работы:

  • ярмарки вакансий;
  • фестивали профессий;
  • проведение Дней открытых дверей, экскурсии на производство, проведение профессиональных проб, мастер-классов;
  • формирование заказа на подготовку профессиональных кадров и трудоустройство выпускников;
  • организация производственной практики и дуального обучения;
  • стажировка мастеров п/о;
  • участие работодателей в разработке основной образовательной программы-взаимодействие в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации;
  • оказание методической помощи социальным партнерам в вопросах подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Центр занятости населения г.Волжского

2.Организация социальной работы:

  • совместная работа с обучающимися из числа детей-сирот и находящихся под опекой, а также находящимися в трудной жизненной ситуации.
Отдел опеки и попечительства г.Волжского;

Социальная защита населения г.Волжского;

СРЦ Волгоградской области.

АНО «Теплый дом».

3.Организация профилактической работы:

  • проведение совместных профилактических мероприятий.
КДН и ЗП г. Волжского;

Управление МВД России по г. Волжскому ОП№1, ОП№2, ОП№3;

ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» г. Волжский;

ГА ПОУ «Волгоградский медицинский колледж».

4.Экскурсионная и краеведческая работа:

  • проведение совместных культурных, исторических мероприятий.
Волжский историко-краеведческий музей;

Музей памяти солдат войны и правопорядка;

Волжская картинная галерея;

Музей истории российского казачества;

Центральная библиотека;

Городская библиотека №5 им. А.С. Пушкина.

5.Культурно-творческое направление:

  • акции, фестивали, конкурсы, спортивные мероприятия.
МУ КМЦ «Юность Волжского»

Комитет по культуре, спорту и молодежной политике

Процесс воспитания в техникуме основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:

  • принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям обучающегося;
  • принцип культуросообразности воспитания и национального характера образования предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатого культурного потенциала г. Волгограда, г. Волжского и Волгоградской области, построение воспитательного процесса на традициях патриотизма и гражданственности, в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни страны и региона, с учетом реализации этнокультурного компонента;
  • принцип воспитания в коллективе дает человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленного самопознания, самоопределения и самореализации;
  • принцип социального партнерства в воспитании и общественно-государственного управления образованием ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества;
  • принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания, на необходимость личностного присвоения обучающимся культурно-исторических и российских ценностей и традиций, формирования общероссийской гражданской идентичности;
  • в качестве принципа воспитательной деятельности рассматривается ориентир на создание в образовательном учреждении психологически комфортной среды для каждого обучающегося и педагога.

В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Основными традициями воспитания в образовательном учреждении являются следующие:

  • организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • реализация обязанностей классного руководителя учебной группы студентов, реализующего программу воспитания, личностно-развивающую, организационную и защитную деятельность по отношению к обучающимся;
  • разработка и реализация годового плана воспитательной работы ГБ ПОУ «ВПТ», включающей «ключевые общеорганизационные дела», через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • работа системы клубов и кружков техникума;
  • работа по методическому сопровождению воспитательной работы (деятельность социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей, классных руководителей, мастеров п/о учебных групп студентов);
  • разработка индивидуальных маршрутов занятости во внеурочной деятельности обучающихся;
  • использование информационно-коммуникативных технологий и ресурсов сети Интернет;
  • социальное и психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, в т.ч. обучающихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность в ГБ ПОУ «ВПТ» предполагает такие формы как клубная деятельность, кураторская деятельность, организация внеаудиторных мероприятий различного уровня от внутритехникумовского до общероссийского.

В соответствии с системным подходом к проблеме воспитания студенческой молодёжи реализация воспитательной функции техникума осуществляется в единстве с учебной деятельностью, проводимой преподавателями во время аудиторных занятий и внеучебной воспитательной работы в техникуме. В процессе формирования и развития компетентности должна участвовать вся образовательная система, в том числе и внеаудиторная воспитательная работа.

Деятельность осуществляется через работу всех участников воспитательного процесса: классных руководителей и мастеров производственного обучения, социально-психологической службы, студенческого самоуправления, возглавляемого заместителем директора по воспитательной работе.

Студенческое самоуправление функционирует через работу студенческого совета, старост учебных групп. Проводятся заседания студенческого совета по выбору актива, планированию, подведению итогов студенческих мероприятий.

Воспитательный процесс в техникуме является неотъемлемой частью профессионального и личностного становления будущих специалистов и направлен на:

  • создание единой комплексной системы воспитания студентов, отвечающей по содержанию, формам и методам требованиям государственной политики в области образования и воспитания молодёжи;
  • сохранение и приумножение историко-культурных традиций техникума;
  • модернизацию традиционных, поиск и разработка новых форм, приемов и методов воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов;
  • воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;
  • формирование патриотического сознания и поведения студенческой молодежи, готовности к достойному служению обществу и государству;
  • создание оптимальных условий в техникуме для развития и самореализации обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании;
  • повышение культурного уровня студенчества, культуры поведения, речи и общения;
  • организацию позитивного досуга студентов техникума, поддержку талантливой молодежи, развитие творческого потенциала юношей и девушек;
  • формирование у будущих специалистов потребности и навыков здорового образа жизни, проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студенческой молодёжи;
  • развитие органов студенческого самоуправления, повышение роли студенческих коллективов в учебном процессе и общественной деятельности техникума, организация обучения студенческого актива, развитие студенческих инициатив и привлечение будущих специалистов к различным формам социально-значимой деятельности;
  • гуманизацию и демократизацию стиля общения и взаимодействия преподавателей и студентов;
  • организацию социально-психологической и психолого-педагогической помощи и поддержки студентов.

К числу оригинальных педагогических находок техникума относятся следующие воспитательные технологии / идеи / мероприятия:

  • Проектные технологии. Исследовательские методы в обучении и воспитании, т.е. технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. Как результат – участие студентов в региональных научно-практических конференциях;
  • Информационно-коммуникационные технологии, которые предоставляют возможность: рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса и сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
  • Личностно-ориентированные технологии образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность педагога выступают как его субъекты, и целью обучения является развитие личности студента, его индивидуальности, ценностных ориентаций, структуры убеждений.