Об организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями

В ГБ ПОУ «ВПТ» (далее – техникум) реализуется организационная модель полной образовательной интеграции (включение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общие группы студентов (обучающихся с сохранными психофизическими функциями)). Она позволяет лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья, использовать образование как наиболее эффективный механизм развития личности, повышения своего социального статуса. Профессиональное образование превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан. Модель реализует право на профессиональную реабилитацию, которая позволяет повысить конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда и создает основу для равных возможностей.

Специфика реализуемых в техникуме образовательных программ предусматривает возможность обучения лиц с сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения, а также лиц с умственным отставанием в развитии – выпускников школы VIII вида, осваивающих программы профессиональной подготовки по профессиям 19727 Штукатур и 16909 Портной.

Под профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья понимается процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное обучение – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Основная цель инклюзивного обучения – создание условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов — инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки.

Достижение этой цели обеспечивается сопровождением инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, решением вопросов развития и обслуживания информационно- технологической базы инклюзивного обучения в техникуме, социокультурной реабилитацией, содействием трудоустройству и созданием безбарьерной архитектурной среды.

Принципы инклюзивного образования в техникуме:

Показать скрытый текст
  • адекватность содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • опора на интегративный студенческий коллектив студентов с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих инвалидность;
  • опора на собственную целенаправленную активность студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной сфере;
  • учет индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья; направленность на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;
  • непрерывность реабилитационно — педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • создание условий для получения профессионального образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их качественного образования;
  • обеспечение совместного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов без ограничений в здоровье;
  • развитие системы диагностики для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута студента;
  • подготовка преподавателей к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья в техникуме через обучение на курсах по ДПО, консультирование, участие в семинарах, Круглых столах и пр. различного уровня;
  • создание безбарьерной образовательной среды;
  • создание и укрепление межведомственного взаимодействия по оказанию индивидуальной реабилитационной поддержки каждому студенту с ограниченными возможностями здоровья;

Направления деятельности техникума по организации профессионального образования студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Показать скрытый текст

1.Создание безбарьерной архитектурной среды в техникуме:

  • обеспечение доступности прилежащих территорий;
  • обеспечение доступности входных путей и путей перемещения внутри здания техникума;
  • обеспечение наличия специально оборудованных санитарно- гигиенических помещений;
  • обеспечение наличия специальных мест в аудиториях;
  • обеспечение доступности мест отдыха и занятий спортом.

2. Материально-техническое обеспечение:

  • обеспечение наличия аппаратуры мультимедиа и других технических средств для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение наличия компьютерной техники со специальным программным обеспечением;

3. Использование дистанционных образовательных технологий:

  • организация дистанционной подачи заявления на поступление;
  • организация электронного обучения;
  • организация доступа к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Internet.

4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

  • формирование комфортной психологической среды;
  • снятие психологических барьеров в общении с окружающими;
  • адаптация студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

5. Социальное сопровождение образовательного процесса:

  • повышение просвещенности участников образовательных отношений в вопросах инвалидности;
  • борьба со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов;
  • воспитание уважительного отношения к правам инвалидов.

6. Медицинско-оздоровительное сопровождение образовательного процесса:

  • работа медпункта;
  • адаптация дисциплины «Физическая культура» и спортивного оборудования.

7. Волонтерская помощь:

  • развитие добровольной помощи студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучение добровольцев (волонтеров) моделям работы со студентами- инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

8. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса:

  • разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка программ, учитывающих специфику нарушения в развитии студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по запросу);
  • создание программ специального обучения педагогов.

9. Организация трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • презентации и встречи работодателей со студентами;
  • организация производственных практик на специализированные рабочие места;
  • организация индивидуальных консультаций по вопросам трудоустройств;
  • содействие в трудоустройстве на специализированные рабочие места;
  • создание банка данных вакансий для инвалидов-выпускников и лиц с ОВЗ (связь с Центром занятости населения).

10. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • формирование службы психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в техникуме;
  • поддержка и помощь в работе общественных организаций, решающих вопросы организации профессионального образования студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности организации образовательной деятельности для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Показать скрытый текст

Техникумом создаются специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных (адаптированных) образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • предоставление услуг педагога — психолога оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

В целях доступности получения профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению (при наличии студентов с ОВЗ данного типа и нуждающихся в создании специальных условий) обеспечивается адаптация официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

  • Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся в техникуме созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
  • Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом требований их доступности

При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимися, имеющим инвалидность, техникум учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Наличие отделения медпункта

Показать скрытый текст

Наличие отделения медпункта в техникуме необходимо для оказания первой медицинской помощи; оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе, организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

Права и обязанности студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Показать скрытый текст

Техникум признает, что все лица равны перед законом и по нему имеют право на равную защиту и равное пользование им без всякой дискриминации.

В техникуме запрещена любая дискриминация по признаку инвалидности и гарантируется равная и эффективная защита от дискриминации на любой почве.

Техникум принимает все необходимые меры для обеспечения полного осуществления студентами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидами, всех прав человека и основных свобод наравне с другими.

Техникум обеспечивает, чтобы студенты с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды, имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

  • на свободу выражения мнения и убеждений,
  • получать и распространять информацию наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения;
  • на услуги в доступных и пригодных для инвалидов форматах;
  • участвовать наравне с другими в культурной жизни техникума;
  • на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих;
  • на равные возможности для отдыха и занятий спортом.

Студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья после зачисления в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум» на основании приказа директора обязаны выполнять нормы и требования действующих в техникуме локальных актов, в том числе Правил внутреннего распорядка.